Телевидение и радио № 24 (2614) вторник, 6 июня 2006
"Белые вороны" под очищающим дождем
          ...«Я была участником всех событий, плакала так, как никогда в жизни». «Это единственное место, где я могу научиться чувствовать и мыслить иначе». «Вы заставили меня пережить столь сильные эмоции, которые заставили меня заплакать». «Мне хватит впечатлений еще на несколько месяцев вперед - настолько прекрасны эти постановки и режиссурой и актерской игрой». «Очарование камерности, возможность в прямом смысле почувствовать актеров - и каких талантливых!»... Такие слова можно прочитать в книге отзывов Театра Дождей. Его художественный руководитель и режиссер Наталья Никитина о себе говорит:«Во мне живет подростковое желание переделать мир», и ее спектакли уже на протяжении 16 лет, а именно столько существует этот замечательный театр, действительно меняют людей.
- У спектаклей «Чайка» и «Три сестры» в этом году юбилеи - 20 и 15 лет. Что значат для вас эти спектакли?
- «Чайка» для меня особенный спектакль, потомучто это моя первая самостоятельная работа. Первенец - он и есть первенец. А «Три сестры» - мой любимый спектакль, потому что поставлен по любимой пьесе Чехова. И если «Чайка» претерпела перемены, ввелись новые актеры, то в «Трех сестрах» мне даже жалко менять что-то, и пока играем самым первым составом.
- В мае состоялась премьера спектакля «...Забыть Герострата!». Почему вы решили обратиться к этой пьесе?
- Пьеса Григория Горина мне кажется удивительно актуальной на сегодняшний день. Герострат красив, умен, талантлив и ему надоело жить в безвестности, поэтому он провозгласил:«Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь. Этим ты славу добудешь себе и покорность». Разве не актуально? Мы живем в мире, в котором потеряна система ценностей. спектакль получился достаточно провакационным. внем показано, как может быть умно, притягательно и обаятельно зло, как незаметно оно может проникнуть в души людей, как сильны иногда человеческие слабости и как беспомощны могут быть законы.
- Григорий Горин - ваш любимый драматург?
- Для меня как для режиссера более близкого драматурга, чем Горин, нет. Может, еще Чехов, но он намного труднее для восприятия сегодняшнего зрителя. Я бесконечно люблю Горина за глубину, за большое сердце. Как драматург он блистательно владел жанром трагикомедии. В пьесах Горина мгновенный переход от смеха к слезам. И слезы не давящие, а очищающие.
- Вы общались с ним?
- Только один раз. В мае 2000 года мы были на гастролях в Москве со спектаклем «Дом, который построил Свифт» и тогда познакомились с Григорием Гориным. Это знакомство стало одним из самых сильных впечатлений в моей жизни. Горин был настоящий человек, удивительно интеллигентный, скромный, очень открытый. Его смерть - это огромная потеря для мирового театра, потому что он блестящий драматург. Таких больше нет.
- Вашему театру тяжело выживать сегодня?
- Очень. Театр не может быть рентабельным, если это не антреприза. Во многом наш театр продолжает жить благодаря особой любви зрителей. Часто к нашим актерам подходят люди и говорят:«Спасибо вам большое, вы помогли нам пережить самый трудный период в жизни».
- У вас есть спонсоры?
- Есть очень большой друг, Рэм Искаков, который нам помогает на протяжении нескольких лет.
- В вашем репертуаре есть детские спектакли?
- Да. Оба - лауреаты фестивалей детских спектаклей разных лет: «Снежная королева» и «Тряпичная кукла». На этих спектаклях в зале взрослых порой больше, чем детей. Каждый берет свое. Я с удовольствием бы ставила больше детских спектаклей, но не найти подходящей пьесы, а опускать планку не хочется.
- Знаю, что у вас две дочки и они тоже работают в Театре Дождей.
- Старшая — одна из ведущих актрис театра, а младшая играет пока в одном спектакле - «Поминальной молитве»,- поскольку еще учится в школе.
- Вы победитель фестивалей «Режиссер — профессия женская». В чем, на ваш взгляд, отличие женской режиссуры от мужской?
- Мужская режиссура более технологична, более спланирована, больше направлена на идею, а для женщины-режиссера спектакль - это ребенок, который растет, двигается, учится, поэтому спектакли с годами становятся лучше.
- Ваш театр многих спасает от внешнего мира. А что вас раздражает в современной жизни?
- Меня волнует и оскорбляет грубость. Я заболеваю, когда иду по улице и слышу ругань и мат. А в театре я отдыхаю душой. Не случайно символ нашего театра - белая ворона. У нас в театре и актеры, и зрители очень часто «белые вороны» - люди, которые очень остро и тонко чувствуют мир, которых оскорбляет хамство, грубость, всепродажность, пошлость этого мира, и они приходят сюда отдыхать душой. Очень хочется, чтобы после спектакля человек стал лучше, очистился, потому что грязи в жизни хватает.
- А вы любите дожди?
- Очень люблю. Дождь - это всегда очищение.
Беседовала Татьяна БОЛОТОВСКАЯ