Санкт-Петербургский Театр Дождей

Театр Дождей

"Смена" №5 (24676)" 7 февраля 2011

Отчего "Чайки" не летают?

Колдовское озеро можно увидеть только в красном уголке.


ИГРАЕМ ЧЕХОВА


        В Петеребурге состоялась очередная премьера очередной «Чайки». На сей раз русско-литовская в «Балтийском доме». Причем эту премьеру пришлось играть дважды: сначала из-за болезни Юозоса Будрайтиса постановка была показана зрителю в экспериментальном составе, а затем, когда актер выздоровел, - в полном соответствии с замыслом режиссера Йонаса Вайткуса.


Браво, Дубанов!

        Разницу мало кто заметил. Многие критики после первого, экспериментального показа «Чайки» похвалили литовского актера за прекрасное исполнение роли Сорина и даже отметили его - «волшебную магию игры», хотя на сцене в этой роли выступил срочно заменивший Будрайтиса актер «Балтдома» Анатолий Дубанов.
        Примечательно, что отсутствие прибалтийского акцента не натолкнуло людей на мысль, что перед ними совсем другой человек. Дело в том, что словам и речам отнюдь не отдана пальма первенства в этом спектакле. Здесь не играют Чехова, здесь играются с Чеховым: свободно делая из одного персонажа двух, причудливо кроя мизансцены, показывая на заднем плане разминку то ли балерины, то ли гимнастки.


Вот такой Люпа

        Но в отличие от других «Чаек», виденных петербуржцами, здесь исполнителям удается время от времени прорываться к зрителю. Все-таки постановка не так запредельна, как, например, у Андрея Кончаловского. Кто посетил гастроли МХАТа и полюбовался на акробатку-Аркадину, садящуюся на шпагат, и скачущего козлом Тригорина, отметит, что в «Балтийском доме» играются с Чеховым еще довольно уважительно. «Чайка» Вайткуса уверенно опережает и «Чайку» Александринки. Когда вместо колдовского озера польский режиссер Кристиан Люпа предлагает нам любоваться на полиэтиленовую цистерну, в которой то и дело в прозрачных одеждах плещется кто-нибудь из героев, а основным цветовым пятном оформления является жуткая рожа из ужастика «Крик». - тут уж не до смысловых оттенков текста.


Дождь на Фонтанке

        Посмотрим, а есть ли в сегодняшнем репертуаре Петербурга «Чайка» лучше русско-литовского варианта? Кажется, есть. «Театр Дождей», расположенный в бывшем красном уголке ЖЭКа, уже не один год играет «Чайку» в лучших психологических традициях русского театра. В крохотном помещении, где яблоку негде упасть, практически без декораций, актеры разворачивают перед нами драгоценную ткань, сплетенную из слов Чехова. В театре тесно, душно, но стоит заговорить лучшим артистам ансамбля, исполняющим роли Тригорина, Аркадиной. Сорина, доктора Дорна, и веет свежестью. «Чайка» в постановке Натальи Никитиной - пьеса о красоте и ее противоположности - красивости, то есть пошлости. И, со вздохом вспоминая цистерну Люпы в Александринке, понимаешь, что победа над пошлостью не одержана до сих пор?

Людмила АНДРЕЕВА

Фото Инторпресс