РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 12 мая 2006 г. №98(4064)
Вспомнить Герострата. Кто страшнее: судья или поджигатель?
          Правитель Эфеса Тиссаферн (артист Валерий Саломахин) - фигура в спектакле не самая главная, но из "пьесы слова не выкинешь".
          "ИНОГДА они возвращаются". После тридцатилетнего перерыва на петербургской сцене вновь была поставлена пьеса Григория Горина "Забыть Герострата!" На этот раз премьера прошла в Театре дождей.
          "Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь. Этим ты славу добудешь себе и покорность", - нынче таким лозунгом никого не удивишь. Это три десятка лет назад, когда горинскую пьесу играли в Театре имени Комиссаржевской, геростраты по российским просторам вольно не бегали. И тот давний спектакль воспринимался как крайне диссидентский. Все мы тогда привыкли читать между строк. И в Герострате (его роль исполнял актер Станислав Ландграф) видели новый тип - беспринципного ловкача, с которым надо бороться всеми доступными средствами.
          Нынешний спектакль - совсем другой. Если в старой постановке Рубена Агамирзяна на первом плане был эфесский торговец, который устроил пожар в храме Артемиды, то режиссер новой Наталья Никитина главным героем делает, скорее, судью Клеона. И именно за душевными терзаниями этого героя в исполнении Александра Макова следит зритель. Коварство Герострата (его играет Илья Божко) уже неново и неинтересно. А Клеон - сложный человек, он пока актуален. Можно ли преступить закон, если не видишь иного спасения для своей страны? Чем ты тогда лучше приговоренного тобой преступника? Судьба заставляет Клеона пойти на убийство, но как личность гибнет он сам.
          Похоже, нынешний спектакль Театра дождей вышел более философским. И, если можно так сказать, более либеральным. Не исключено, по нынешним временам так и надо - крови у нас и без того достаточно. И экстремизма тоже. И все же на старого "Герострата" я ходил три раза. А новый? Да хватит и одного...
Юрий ЮРЬЕВ