Санкт-Петербургский Театр Дождей

Театр Дождей

Журнал "Петербург-классика" 02/2005(126)

Критический срок. Театру Дождей - 15 лет!

          Именно столько лет отвел для жизни театра корифей русской сцены В.И.Немирович-Данченко. Об этом сроке говорила на юбилее театра 8 января с.г. в Доме Актера его основатель и художественный руководитель Наталья Васильевна Никитина:

          - "15 лет - это время жизни идеи. Но та идея, которая лежит в основе нашего театра, не может умереть ни за 15, ни за 100, ни за миллионы лет. Эта идея положена в основу спектакля "Продавец дождя" Р.Нэша. Герой пьесы утверждает: "Мир принадлежит тем, кто его видит. Не сетуйте на Бога, он ни кого не обделил. Только напомните слабым, что они сильны, и они будут сильны."

          Много театров с 1990 года умерло, но мы выжили потому, что закладывали театр особенные люди. Нас осталось 13 из 25, которые начинали. Сейчас нас намного больше. Я выражаю благодарность актерам Александру Макову и Александру Иванову (служат в театре с первого дня). Они взяли на себя всю организацию, постановку и конферанс этого вечера".

          На юбилее жюри, состоящее из добрых зрителей, награждало актеров и друзей театра призами "Белая ворона". Диплом "За преданность театру" получил Р.Р.Искаков - давний друг театра. В самые трудные моменты он очень тактично и артистично помогает финансами, а его жена Татьяна Викторовна стала даже директором театра!
          Наш корреспондент после юбилея побеседовал с Натальей Никитиной.
          - Как Вас из ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики) занесло в театр?

          - В институт я поступила только потому, что он находился напротив театра им. Ленинского Комсомола ("Балтийский Дом"). В школе я шесть раз посмотрела "Зримую песню", да и другие спектакли. В вузе была театральная студия. Факультетские вечера с 1977 г. ставил Семен Спивак (ныне - худ.рук. Молодежного театра), затем был театр "Суббота"...

          - Какое мнение для Вас важно?

          - Мне важно, когда меня понимают. Очень важно для меня мнение зрителей интеллигентных, тонко чувстующих. Театр живет не для своих радостей, он для людей. Мы не играем на потребу зрителя, а пытаемся поднять его до уровня драматургии.

          - В Вашей профессии есть кредо?

          - Мое кредо сформулировано очень давно: "Не чернуха, не порнуха, не бытовуха". Это основной закон нашего театра. В первую очередь светлая, добрая, мудрая драматургия, которая дает пространство для чувств и мыслей. Во-вторых, русский театр переживаний. Мы не ищем новые формы, а стремимся, чтобы зритель забыл, что перед ним играющий актер, чтобы он сам включился в переживание, прожил еще несколько жизней, обрел тот жизненный опыт, которго у него не было, и вышел из театра измененным. Это - главное кредо.

          - Есть ли среди режиссеров кумир, которому Вы подражаете?

          - Кумиров у меня нет и подражать я никому не хочу. Люблю Эфроса, Михаила Чехова, раннего М.Захарова. На столе у меня книга А.Тарковского. Очень интересен С.Спивак, мы делаем одно дело, только разными методами. Его спектакль "Танго" - гениальный. После просмотра "Отелло" у меня дрожали руки.

          - - Из чего Вы черпаете вдохновение?

          - Из двух источников. Первый - во мне живет подростковое желание переделать мир. Головой я понимаю, что это - глупость, но принять это не могу, и хочется, чтобы мир стал добрее и чище. Второй - из иллюзии, что меня любят мои актеры, и из ощущения, что наш театр любят зрители. Есть люди, которые признались, что во время перестройки они ходили в наш театр каждую неделю и выжили благодаря этому. Театр давал им силы.

          - Чего Вы не принимаете в жизни?

          - Подлость, предательство. Не люблю глупости, особенно, если она перерастает в подлость. Ценю в людях надежность, порядочность и способность к сопереживанию.

          Редакция журнала "Петербург-классика" поздравляет "Театр Дождей" с юбилеем и желает успехов.

Беседовал Николай СУРИН

Фото Александр ИВАНОВ