Газета "PROсцениум № 15-16 (137-138) октябрь 2012
Мы к вам, Антон Павлович...
      Осень. Ялта. У Чехова было двойственное отношение к этому городу. Русская Ницца была для него «ссылкой», провинциальной Меккой для скучающих богачей. И в то же время здесь царила южная природа, волнующая его красота, море - всегда изумляющее...«Театр. Чехов. Ялта» - международный фестиваль, объединяющий три эти явления, в пятый раз прошёл на сцене ялтинского театра, носящего имя Антона Павловича.
     Спектакль «Театра дождей» «Дядя Ваня» на сцене Ялтинского театра им. А. П. Чехова. Устроители отобрали из полусотни заявок 13 спектаклей театров Украины, России, Египта, Эстонии, Саудовской Аравии, Польши, Таджикистана, Молдавии. Больше всего спектаклей - от Украины. Россию представлял Санкт-Петербургский «Театр дождей» с премьерным спектаклем «Дядя Ваня». Несмотря на заявленную «международность», этот фестиваль скорее камерный, домашний. Как будто бы актёры приехали к Антону Павловичу погостить, ну и себя заодно показать. И не только в его пьесах, хотя определённый чеховский «крен» у фестиваля есть. Конкурсный показ традиционно завершается не просто церемонией награждения, а театральным капустником, сложенным всеми участниками.«Театр дождей» последний раз выбирался из Питера 19 лет назад, и эти гастроли, кстати, состоялись, тоже благодаря классику - ездили на чеховский фестиваль в Таганрог. Неудивительно, что режиссёр Наталья Никитина, мать-основательница театра, призналась, что потрясений для неё было немало. А точнее - три. Первое - поворотный круг в знаменитом ялтинском театре.
     - Я давно мечтала добраться до такой возможности. Ставить нашу площадку ночью, вписаться было очень непросто! Восемь метров зеркало сцены и глобально другая высота. Потом репетировали и за ночь сделали другие переходы с действия на действие, используя поворотный круг. И получилось очень красиво.
     Вторым потрясением стала реакция ялтинского зрителя: - Когда Астров обнимает Елену и произносит: «Ты видишь, это неизбежно, нам надо видеться!», из зала вдруг раздаётся мужской голос: «Мужик, убери руки!» Слава богу, актёры этого не услышали. Но все остальные зрители потрясли меня вниманием, эмоциональностью, очень сильной подключённостью к происходящему. В финале люди встали в каком-то дружном единстве и долго аплодировали. Надо ли говорить, как мы были счастливы?!
     Третье потрясение - музей Чехова: Сначала обычная экскурсия, во время которой, увы, в сами комнаты не пускают. Мы поблагодарили экскурсовода, и вдруг она нам сказала: «Это вам спасибо за "Дядю Ваню", вы бесконечно близко подошли к Чехову». Конечно, мы разговорились, обсуждали спектакль, фестиваль, а потом актёры посетовали, что им так и не удалось увидеть «многоуважаемый шкаф». И тут экскурсовод говорит: «Знаете, если директор разрешит, я вас проведу по всем комнатам». И нам всё открыли! Я вошла в кабинет Чехова и попала в какой-то поток! А потом мы просто стали гостями Антона Павловича...
     Признаюсь, когда мы ехали в Ялту, я объясняла своим коллегам - кому дадут гран-при, всегда решается заранее. Этого мы угадать пока не можем, но формулировка будет такая: «За сохранение чеховских театральных традиций». Приз в виде хрустального фронтона ялтинского театра мы получили. С предсказанной мною формулировкой.
Алёна ОЛЕЙНИКОВА